
Статья лидера фракции «Батькивщина» в HUFFPOST BUSINESS
Юлия Тимошенко
23 февраля 2015 года
КИЕВ — Новое соглашение о перемирии для Украины было подписано в Минске почти через год после того, как российские войска (со скрытыми лицами, без опознавательных знаков) вторглись в Крым. За этот год были убиты тысячи украинцев, сотни тысяч превратились в беженцев в собственной стране. Кроме того, правила, которые обеспечивали мир в Европе — и, по сути, большей части мира — в течении трех поколений были разрушены Президентом России Владимиром Путиным, решительно настроенным силой восстановить сферу влияния, в которой когда-то господствовала русская/советская империя.
Пока Россия приступала к реализации своих стремлений покорить Украину, я была в тюрьме, почти не имея надежды когда-либо вернуть себе свободу. Режим бывшего президента Виктора Януковича танцевал под дудку Кремля, а мое заключение завершилось лишь благодаря мужеству миллионов украинцев, которые требовали отставки президента. Но у моей свободы остался горький привкус, ведь заключение закончилось тогда, когда началась война против моей страны.
Теперь, после года жестокости, диверсий и лжи масштабов, которых не видели в Европе со времен нацистов, лидеры Франции, Германии, России и Украины согласовали новую дорожную карту к миру в нашей стране. И я могу только надеяться на чудо, что соглашение, заключенное в Минске, в отличие от соглашения, подписанного здесь в сентябре 2014 года, достигнет успеха. Люди, которые все еще остаются на Донбассе под обстрелами и в окружении российских войск и их местных пособников, заслуживают возвращения к нормальной жизни.
Так же важным является возвращение домой наших военнопленных и заложников. Одной из первых проверок готовности Кремля соблюдать Минские соглашения, станет увольнение Надежды Савченко, первой женщины-летчицы в Украине. Савченко голодает в России более двух месяцев в знак протеста против откровенно незаконного заключения по обвинениям еще абсурднее чем те, по которым оказалась за решеткой я сама.
Конечно, я надеюсь, что новое соглашение продержится долго, и наконец принесет мир в Украину. Но такой результат маловероятен, несмотря на то, что этой сделке не хватает механизма обеспечения ее выполнения, вроде автоматического отключения России от международной системы финансовых переводов SWIFT в случае, если она нарушит хоть какой-то из пунктов соглашения. Просто полагаться на «добрую волю» Кремля было бы неблагоразумно.
Украине и ее партнерам необходимо разработать четкую стратегию и план действий на случай, если последние минские договоренности будут торпедироваться. Это должно включать предоставление оборонного летального оружия украинским силам; в конце концов, сила сдерживает, а слабость провоцирует. Более широко, несмотря на крайне напряженную ситуацию в стране, Украина заслуживает четкую дорожную карту выхода из текущей «серой зоны» безопасности в направлении евроатлантического будущего. Мы уже заплатили высокую цену за наши европейские стремления; от нас нельзя отворачиваться теперь.
Кроме того, если партнеры Украины действительно настроены серьезно относительно соблюдения верховенства права, против лидеров Кремля необходимо выдвинуть обвинения в Международном Гаагском трибунале за многочисленные военные преступления и преступления против человечности, которые их силы совершили в Украине. С момента своего вторжения в Крым год назад Россия постоянно и грубо нарушала Хартию ООН, многочисленные международные договоры и международные гуманитарные нормы.
За этот год жестокости мы в Украине много узнали о нас самих, а также о России и Европе. В страданиях нашей страны мы нашли новое несокрушимое национальное единство. Мы нашли новое твердое намерение провести коренную реформу экономики, правительства и общества в нашей стране, ведь теперь мы знаем, что от этого зависит сама наша независимость, а не только наше будущее, как части Европы. Если мы не проведем реформы, нас поработят.
Однако война, которую принесла в Украину Россия, также обнаружила опасные линии раскола по всей Европе. Путин нашел в Украине идеальное средство для того, чтобы загонять Запад в тупик и раскалывать его. Ведь незыблемое политическое кредо Путина: что он может разделить, тем он сможет управлять.
За последний год мы в Украине часто с разочарованием наблюдали за тем, как Европа вовсю пыталась найти единый голос, которым она могла бы противостоять беспрекословному акту агрессии, совершенному Россией против нашей страны. На самом деле, если бы над оккупированной территорией не был сбит самолет рейса М17 Малазийских авиалиний (в результате чего погибли 298 человек на борту), кажется маловероятным, чтобы Соединенные Штаты и Европейский Союз когда-либо договорились о текущей программе экономических санкций, введенных против России.
Первую проявленную Россией линию раскола можно найти среди бывших стран советского блока. Некоторые из них, вроде Польши или Балтийских стран, были последовательно решительными в осуждении действий России и в требованиях жестко на них отреагировать. Но в других частях региона лидеры быстро нашли оправдание для аннексии Россией Крыма или просто заявили, что Россия слишком сильна, чтобы с ней конфликтовать. Похоже, политика умиротворения процветает именно в странах, которые слишком хорошо знают ее ужасную цену.
А затем по всей Европе появилось нечто похожее на политическую пятую колонну, в которой партии-евроскептики из всего континента, как правого так и левого толка, начали восхвалять действия России и ее диктаторский режим. Они видят в путинском авторитарном национализме модель нелиберального режима, который они бы ввели, если бы им удалось развалить ЕС.
На самом деле, Кремль одалживает деньги многим из этих партий. Ленин когда-то говорил, что капиталисты готовы продать веревку, на которой их и повесят. Сегодня европейские правительства, похоже, хотят разрешить Путину купить голоса, которыми он разрушит ЕС.
Конечно, у Кремля есть и другие сторонники, включая руководителей корпораций, стремящихся вернуться к привычному для них бизнесу с Россией, и академических апологетов Советского Союза, которые через 25 лет после его распада видят шанс отомстить. А то, что опросы показывают довольно значительное меньшинство в общественном мнении в Европе, которое говорит в унисон с риторикой Путина, свидетельствует о том, что его стратегия раскола ЕС и НАТО достигает успехов.
Давайте говорить откровенно. То, что происходит сегодня в Украине, это не финансовое противостояние с Грецией, и это станет важнейшим испытанием устойчивости европейского и трансатлантического единства. Линии раскола, которые распространяются из Украины, подрывают фундаментальные ценности, лежащие в основе поствоенного мира и процветания в Европе. Неспособность отстоять эти ценности в Украине приведет к их разрушению далеко за ее пределами. Запад, расколотый в этом кризисе, не выстоит. Пришло время действовать.